Восемь десятилетий назад в Тель-Авиве в семье выходцев из Польши родился Хаим Тополь, которому впоследствии было суждено сделать блестящую театральную и кинематографическую карьеру в Израиле и за рубежом.

Хаим Тополь и Хана Ровина. Фото: Википедия

Амплуа этого актера многогранно: на его счету роли комические и трагические, он сыграл множество положительных ролей и не меньше отрицательных – прожигателя жизни, пособника инквизиции и даже самого дьявола!

9 сентября нынешнего года прославленный израильский актер Хаим Тополь отмечает свое 80-летие.

В юности будущий актер искал себя в различных сферах деятельности: работал в типографии газеты «Давар», собирался поселиться в кибуце вместе с группой единомышленников, а во время армейской службы стал участником ансамбля под руководством Йоси Баная. Это обстоятельство, по-видимому, и определило его судьбу на долгие годы. После демобилизации Хаим Тополь осуществил свое намерение поселиться в кибуце, но не ограничился обычной работой члена сельскохозяйственной коммуны, а создал эстрадный ансамбль «Бацаль ярок» («Зеленый лук»), в репертуаре которого были скетчи и песни молодых израильских авторов Э. Кишона, Х. Хефера и других.

Профессиональную стезю в качестве актера он начал в Хайфском городском театре, где в начале 60-х годов с блеском исполнял разноплановые роли: Петруччио в шекспировском «Укрощении строптивой», нацистского офицера в «Андорре» Макса Фриша,  Жана в «Носороге» Эжена Ионеско и, наконец, судьи Аздака в «Кавказском меловом круге» Бертольда Брехта. Этот спектакль был с успехом показан на Венецианской бьеннале.

Источник иллюстрации: Википедия

Кинематографическая карьера Тополя тоже началась в 60-е годы, когда молодой актер снялся в комедиях «Мне нравится Майк», «Эльдорадо», а затем сыграл главную роль в фильме «Саллах Шаббати». Эта работа принесла ему международную известность , после чего ему предложили сняться в в американском фильме «В гигантской тени» (1966, режиссер М. Шавелсон), затем в английских фильмах «До прихода зимы» (1969, режиссер Л. Томсон) и «Талант любить» (1970, режиссер У. Шенсон). В 1967 г. вышла израильская комедия «Арбинка» (режиссер и сценарист Э. Кишон), где Тополь сыграл главного героя — прожигателя жизни.
Но главная его роль, принесшая Тополю мировую известность, была еще впереди.

В 1971 году 36-летний актер исполнил роль Тевье-молочника в голливудской картине «Скрипач на крыше» (режиссер Н. Джуисон). Это случилось четыре года спустя после его же успешного исполнения этой же роли в лондонском мюзикле. Интересно, что молодой актер не побоялся сыграть возрастную роль Тевье – отца многочисленных взрослых дочерей. Его интерпретация образа Тевье-молочника разительно отличалась от первоисточника: вместо трагически-сентиментального образа зрителям был представлен сильный, жизнерадостный и остроумный человек, не сломленный под ударами судьбы. Неудивительно, что эта работа принесла актеру не только международное признание и любовь зрителей, но и множество призов, в том числе «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар» в 1972 году. Кстати, Хаим Тополь стал первым и пока единственным израильским актером, номинированным на премию Американской киноакадемии.

Хаим Тополь (слева). Фото: Википедия

Хаим Тополь стал получать предложения и снялся еще в нескольких голливудских лентах, в том числе в картине «Следуйте за мной» режиссера К. Рида. За эту работу актер удостоился звания лучшего актера года на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Актер активно сотрудничал с английскими театрами и телевидением, где в 70-е годы появился новый формат, созданный под Тополя и получивший название «Это Тополь». В 1975 году он сыграл главную роль в фильме «Галилей» по пьесе Б.Брехта, где его герой предстает в нетрадиционной трактовке – в качестве пособника инквизиции.

На рубеже 80-х Тополь продолжает сниматься за рубежом в американских приключенческих лентах «Флэш Гордон» (1980) и «Лишь ради твоих очей» (1981). В 1979 году он сыграл израильского разведчика в телефильме «Дом на улице Гарибальди» (1979) по книге И. Хар’эля; затем были роли в телесериалех по книге Г. Вука «Ветры войны» (1983) и «Война и память» (1988; режиссер Д. Куртис).
Работа за границей не помешала Тополю принимать активное участие в культурной жизни в Израиле. В 1985 г. вышел израильский фильм «Роман бе-хемшехим» («Роман с продолжениями»; режиссер О. Котлер, сценарист И. Бен-Нер), где главные роли играли Тополь и его жена Галия.

В 90-е годы он проявляет себя и в качестве режиссера, поставив в «Габиме»спектакль «Руах ве-эш» («Ветер и пламя»). А в 1992 году – три десятилетия спустя после первого выступления – он вновь сыграл в Хайфском театре Аздака в возобновленном спектакле «Кавказский меловой круг».

На рубеже веков, в 2000-м Хаим Тополь исполнил роль Воланда в мюзикле «Дьявол в Москве» театра «Гешер» по мотивам знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Спектакль «Дьявол в Москве». Фото: Википедия

Хаим Тополь известен еще и в качестве писателя и художника: он опубликовал на английском языке две книги: автобиографию «Тополь о Тополе» (1981) и собрание еврейских афоризмов и анекдотов «За жизнь» (1994), обе вышли с рисунками Тополя.

В марте нынешнего года Хаим Тополь был удостоен высшей государственной награды – Государственной премии Израиля за выдающийся вклад в культуру.
Поздравляем выдающегося израильского актера с 80-летним юбилеем и желаем ему творческого долголетия и здоровья!