багац определение еврейства Кого считать евреем
сайт Reuters. На фото: иллюстрация

Еврей. Общественные споры и дискуссии вокруг вопроса «Кого считать евреем?» не утихают. На этой неделе Верховный суд Израиля должен принять решение по довольно тонкому вопросу: обязано ли государство предоставлять вдовам (вдовцам) евреев по отцу те же права и льготы, что и вдовам (вдовцам) евреев по матери?

Это больше, чем просто эзотерический вопрос, учитывая, что за последние два года, по меньшей мере, четырем вдовам евреев по отцу (рожденных отцом-евреем и матерью-нееврейкой) было отказано в виде на жительство в Израиле, не говоря уже о предоставлении льгот, которые полагаются новым репатриантам. Им сказали в МВД, что они имели право репатриироваться в Израиль только пока их супруги были живы.

В то же время вдовы евреев по матери (рожденных матерью-еврейкой и отцом-неевреем) пользуются этим правом независимо от того, живы их супруги или нет, и это никогда не подвергалось сомнению.

Согласно еврейскому религиозному закону, только дети еврейских матерей считаются евреями. Тем не менее, Закон о возвращении, который определяет право на репатриацию, применяется к гораздо более широкому кругу. Согласно этому закону, жена, дети и внуки галахического еврея имеют право на алию, независимо от их собственного галахического статуса.

В деле, которое рассматривалось в Верховном суде, женщина из Украины, муж которой был евреем по отцовской линии и недавно умер, оспаривала решение министерства внутренних дел, которое отказало ей в праве на репатриацию в Израиль.

В своем ответе на ее заявление МВД заявило, что этим правом пользуются только вдовы галахических евреев, и на вдов евреев по отцу Закон о возвращении не распространяется.

У заявительницы и ее покойного мужа было четверо детей, трое из которых живут в Израиле и закончили здесь военную службу. Министерство внутренних дел рекомендовало ей подать заявление на получение рабочей визы или специального статуса, который могут получить нееврейские родители израильских солдат. С этим статусом они могут проживать в Израиле длительное время, выезжать из страны и возвращаться в нее. Однако такие визы не обеспечат ей бесплатное медицинское обслуживание, помощь в аренде жилья, бесплатное изучение иврита и другие льготы, которые являются стандартными для новых репатриантов.

Вопрос о правах евреев по отцу имеет большое значение, которое выходит далеко за пределы этих отдельных случаев, потому что, например, в Соединенных Штатах и ​​СНГ евреи по отцу пользуются широкой поддержкой еврейских общин.

Движение реформистского иудаизма — крупнейшее еврейское движение в США — не проводит различий между евреями по отцу и евреями по матери. А в бывшем Советском Союзе было принято, что этническая принадлежность человека определяется этнической принадлежностью отца, а не матери, в результате чего евреи по отцу с большей вероятностью идентифицируют себя, как евреи, чем евреи по матери. В последние годы страны бывшего СССР были основным источником репатриации в Израиль.

В суде заявительницу представлял Израильский религиозный центр действий — правозащитное движение реформистского иудаизма в Израиле. Эту апелляцию также поддержала организация Global Aliyah, которая оказывает финансовую и другую помощь лицам, заинтересованным в осуществлении своего права на репатриацию в Израиль.

«В течение многих лет мы интерпретировали Закон о возвращении таким образом, чтобы он включал вдов евреев по отцу, и в былые годы таких проблем не возникало», — сказала адвокат Николь Маор, директор Центра юридической помощи для новых репатриантов, который подготовил апелляцию в Верховный суд от имени украинки-вдовы еврея по отцу.

По словам Маор, несколько других подобных дел находятся на рассмотрении в судах. Центр попросил объединить все эти дела, но суд отклонил эту просьбу.

Никаких дальнейших слушаний по этому делу не запланировано, и решение ожидается в ближайшие несколько недель. Обращения в суд включают письмо раввина Рика Джейкобса, президента Союза реформистского иудаизма, в котором содержится предупреждение о тяжелых последствиях решения в пользу Министерства внутренних дел.

«Если отдельные люди, рожденные от отцов-евреев, считают себя евреями и принимаются еврейской общиной в своей стране, как евреи, я считаю, что их супруги и дети однозначно соответствуют предполагаемому определению членов семьи, имеющих право на репатриацию в соответствии с Законом о возвращении — независимо от того, жив еврей или умер», — пишет он.

«Изменение толкования Закона о возвращении, которое включает вдов евреев по матери, но исключает вдов евреев по отцу, приведет к дискриминации среди членов наших общин и, вероятно, нанесет серьезный ущерб и без того хрупким отношениям между Израилем и диаспорой», — добавил он.

В деле также содержится письмо от Софы Ландвер, которая сама является репатрианткой из бывшего СССР и в течение девяти лет была министром абсорбции: «На основании моего обширного опыта в привлечении репатриантов из бывшего Советского Союза я могу подтвердить, что евреи по отцу тесно связаны с еврейским народом, религией, обычаями и культурой», — говорится в письме.

«По моему скромному мнению, — продолжает Ландвер, — нет никаких оснований проводить различие между вдовами евреев по отцу и евреев по матери. И те, и другие должны подпадать под Закон о возвращении, и именно так его следует интерпретировать».

detaly.co.il

У Вас еврейские корни? Узнайте свою историю!